ЭкоШкола НИУ ВШЭ
ЭкоШкола НИУ ВШЭ - цикл занятий по созданию экопроектов и развитию эковолонтерства в школах (8-11 классы) под руководством экспертов Института экологии и студентов НИУ ВШЭ, а также внешних партнеров.
Проект инициирован в 2018 году Институтом экологии НИУ ВШЭ при поддержке Технологической платформы "Технологии экологического развития", студенческой организации «Зеленая Вышка», а также представителей общественных организаций и компаний-лидеров в области устойчивого развития.
Основные идеи ЭкоШколы соответствуют мировым подходам к решению экологических проблем через образование и состоит в том, чтобы научить учащихся участвовать в принятии решений, определяющих будущее развитие. (UNESCO 1977, р. 26).
Задачи проекта:
1. Формирование сети базовых и партнерских школ НИУ ВШЭ, заинтересованных в развитии эко-программ и проектов;
2. Формирование у участников проекта экологической грамотности и базовых знаний в области этичного потребления, основ ответственного бизнеса и устойчивого развития;
3. Развитие у участников проекта навыков проектной деятельности для реализации целей устойчивого развития;
4. Развитие у участников проекта экологически ответственного поведения.
Как отмечается в исследовании Института образования НИУ ВШЭ[1], «экологически ответственное поведение задействует компоненты всех трех основных универсальных компетентностей: мышления, взаимодействия с людьми, взаимодействия с собой».
При реализации проекта названные компетентности раскрываются в ходе трех этапов обучения:
- оценка ситуации, сбор и анализ информации;
- выполнение задачи;
- оценка результатов.
Используются следующие подходы:
1) обучение через овладение понятиями и принципами;
2) обучение через исследование;
3) проектное обучение.
Важной составляющей проекта является институт наставничества «студент-школьник», обеспечивающий дополнительную мотивацию школьников и развитие управленческих компетенций студентов.
Как отмечается в основополагающих документах, определяющих будущее развитие человечества, образование по вопросам окружающей среды должно быть включено в рамки всей системы образования на всех уровнях в целях обеспечения необходимых знаний, понимания, ценностей и навыков (UNESCO 1977, р. 14, 33).
Результаты проекта:
- В 2018-2019 году проект был реализован как пилотный на базе 6 партнерских школ НИУ ВШЭ г. Москвы (АНО СОШ «Колибри», «Покровский квартал», №№ 2107, 1404 «Гамма», № 1519 и 1770) при участии школьников из городов России, Италии, Германии и Бельгии.
- Образовательные программы прошло около 100 школьников, разработано около 20 проектов, 5 из них являются лауреатами и 1 проект – победитель конкурса «Высший пилотаж», также представлен в ОНФ как лучшая экологическая инициатива.
- В 2020-21 годах к программе присоединились: Лицей Покровского квартала, Лицей 2107 и Лицей №7 РАН (г. Воронеж).
- В 2022-23 годах планируется деятельность ЭкоШколы также в онлайн-формате для школ России с привлечением партнеров из числа общественных и бизнес-организаций, в том числе международного уровня.
ЭкоШкола НИУ ВШЭ входит в Ассоциацию ЭкоШкол "Лидеры устойчивого развития", созданную "Технологической платформой "Технологии экологического развития" как некоммерческое сетевое объединение школ, ВУЗов и экспертных организаций с целью повышения экологической грамотности и навыков школьников (8-11 классы).
Деятельность Ассоциации включает:
- Серию образовательных мероприятий в формате вебинаров и очных мероприятий в НИУ ВШЭ и школах;
- Конкурс экопроектов школьников (8-11 классы);
- Методическую поддержку администрации и учителей в развитии экологической грамотности и экологически ответственного поведения школьников.
Конкурс экопроектов школьников проходит в формате соревнования между классами и школами. Авторы проектов получают призы от партнеров, лучшие проекты рекомендуются для участия в федеральных конкурсах, в т.ч. «Высший пилотаж», и получают преференции при поступлении в соответствии с Правилами приема ВУЗов.
Эффекты проекта:
- Формирование у участников экологической грамотности и экологически ответственного поведения, развитие навыков проектной деятельности в области экологии и ответственного потребления;
- Раздельный сбор и сокращение образования отходов;
- Сетевые эффекты проекта, расширение его результатов на местные сообщества;
- Вклад в реализацию национального проекта «Экология»;
- Долгосрочные эффекты, обусловленные формированием у участников ценностей ответственного отношения к окружающей среде.
Приглашаем школы и партнеров к участию в ЭкоШколе НИУ ВШЭ и Ассоциации ЭкоШкол "Лидеры устойчивого развития"!
Подробнее можно узнать у руководителя проекта – Поротниковой Натальи Александровны, к.э.н., доцент, зам.директора Института экологии НИУ ВШЭ (porotnikova@hse.ru, д.15435)
Регистрация для участия в мероприятиях и программах - на сайте партнера проекта - "Технологической платформы "Технологии экологического развития" techno-eco.ru/ecoschool
Чтобы быть всегда в курсе наших новостей - присоединяйтесь в Телеграм t.me/ecoschool2030
[1] Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Под редакцией М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина. Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. — 472 c. — 500 экз. — ISBN 978-5-7598-2177-9 (в обл.). — ISBN 978-5-7598-2074-1 (e-book). С. 398-401
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.