Куда отправится московский мусор
Директор Института экологии Высшей школы экономики Борис Моргунов прокомментировал новый проект территориальной схемы обращения со столичными отходами.
В начале декабря комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды направил в Государственно-правовое управление (ГПУ) при президенте РФ поправки законопроект, в соответствии с которыми сжигание отходов с попутной выработкой электроэнергии должно признаваться переработкой. Документ предусматривает изменение правил расходования средств экологического сбора (плата за негативное влияние на окружающую среду), что, предположительно, позволит властям финансировать строительство МСЗ.
При этом мусоросжигание едва ли можно приравнивать к переработке, заявили +1 в пресс-службе экологического движения «РазДельный Сбор». Они пояснили, что сжигание ведет к исключению ценных ресурсов из производственного цикла, кроме того в процессе мусоросжигания синтезируются опасные вещества, в частности стойкие органические загрязнители, которые не могут уничтожить даже самые передовые системы очистки. В некоммерческой организации добавили, что электрическая и тепловая энергия имеет очень высокую стоимость из-за высоких эксплуатационных затрат, а период окупаемости вложений в «мусорную энергетику» составляет от 25 до 30 лет — за это время могут заметно вырасти эффективность раздельного сбора отходов и доля вторичной переработки. «Субсидирование псевдо „зеленой“ мусорной энергетики препятствует развитию действительно альтернативных источников: солнца, ветра и воды», — уверены специалисты.
Такого же мнения придерживается директор Института экологии Высшей школы экономики Борис Моргунов, по словам которого «у мусоросжигания нет экономики», а его приравнивание к утилизации — это манипуляция. «Эта энергия не является ни „зеленой“, ни возобновляемой, а стоимость ее получения как минимум в семь раз выше стоимости получения энергии из традиционных источников», — рассказал +1 эксперт.
Он напомнил, что Европейская комиссия еще в 2017 году опубликовала коммюнике, в котором порекомендовала запретить строительство новых МСЗ и вывести из эксплуатации старые. Кроме того, в иерархии способов обращения с отходами, которые содержатся в директиве Европейского союза по отходам, мусоросжигание и размещение мусора на полигонах находятся на последнем месте. Наиболее же предпочтительными способами являются предотвращение образования отходов, их минимизация и вторичное использование.
Для сокращения образования отходов, как считает Моргунов, власти должны принимать соответствующие меры. В Москве и других крупных агломерациях, например, можно запустить программу по установке диспоузеров — измельчителей для пищевых отходов в раковины. Эксперт подчеркнул, что пищевые отходы составляют значительную часть от общего объема ТКО, и их отделение от всех остальных отходов поможет значительно повысить качество вторсырья. Хотя недавно руководитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства Москвы Александр Соловьев отмечал в интервью ТАСС, что городские канализационные сети не готовы принимать большие объемы органики — они создадут дополнительную нагрузку на очистные сооружения и могут привести к засорам.
Целесообразной, по мнению Моргунова, является также предлагаемая Минприроды инициатива по запрету одноразовых предметов из пластика — она позволит удалить с рынка неутилизируемую продукцию и заменить ее на ту, что пригодна для повторного использования. Поддерживают эту идею и в «РазДельном Сборе», однако напоминают, что России важно сокращать и промышленные отходы, объемы которых в в сотни раз превышают объемы коммунальных.
Полный текст статьи: https://plus-one.ru/ecology/kuda-otpravitsya-moskovskiy-musor