Сетевые программы Института экологии НИУ ВШЭ для школьников будут реализовываться в Иркутской области
Институт экологии НИУ ВШЭ выступил инициатором реализации в Иркутской области сетевых программ для школьников в сфере экологии и устойчивого развития. 17 марта совместно с Международной детско-юношеской премией «Экология — дело каждого» и другими партнерами институт организовал семинар «Подготовка проектов в сфере экологии для федеральных конкурсов». Семинар прошел в Иркутске при поддержке Министерства образования области.
На встрече были представлены подходы к подготовке проектов старших школьников (8–11-й классы) в сфере экологии для федеральных конкурсов с использованием сетевой модели взаимодействия. Семинар собрал представителей более 50 школ со всей области, включая Иркутск, Ангарск, Баяндай, Усолье-Сибирское, Тайшет и другие населенные пункты.
Открывая мероприятие, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Иркутской области Сергей Перфильев отметил актуальность проектного обучения с привлечением наставников и сетевого взаимодействия, в том числе с НИУ ВШЭ как одним из ведущих вузов России.
Ирина Резанова
Ирина Резанова, директор Центра взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ, рассказала об Университетском образовательном округе НИУ ВШЭ. Это сеть общеобразовательных организаций — партнеров Высшей школы экономики, включающая в себя более 500 школ из всех федеральных округов страны. Центр взаимодействия с регионами курирует работу Университетского образовательного округа и является единым окном входа заинтересованных школ в данное сетевое сообщество. Методическая и экспертная поддержка школ, информирование о проектах университета для общего образования, программы повышения квалификации для педагогов и руководителей, помощь в подготовке компетентного абитуриента, возможность погружения школьников в академическую действительность — это лишь часть того, что получают организации — партнеры НИУ ВШЭ. Особенно важным в таком взаимодействии является возможность разработки и внедрения новых индивидуальных проектов школ с подразделениями университета. Ирина Резанова подчеркнула, что Университетский образовательный округ открыт новым школам и приглашает всех заинтересованных в развитии своих образовательных организаций к сотрудничеству.
Ярким примером такого взаимодействия является Экошкола — совместная программа партнерской школы №2107 и Института экологии ВШЭ. «Для качественной работы с проектами необходимо привлечение представителей вузов, экспертного и родительского сообщества. Мы решили создать проектные школы по направлениям подготовки, — поделилась Ольга Рубер, руководитель старшего звена школы №2107. — Одной из них является “Экошкола-2107”, которую курирует Наталья Поротникова, доцент Института экологии НИУ ВШЭ, руководитель Ассоциации экошкол “Лидеры устойчивого развития”. По итогам 2022 года программа продемонстрировала одни из самых высоких показателей результативности: 8 из 10 ее участников стали финалистами и призерами конкурсов федерального уровня, предоставляющих дополнительные баллы к ЕГЭ».
Наталья Поротникова
«Для создания успешных проектов прежде всего необходима работа с целеполаганием и мотивацией школьников, — рассказала Наталья Поротникова. — Это трудоемкий процесс, но наши методики позволяют делать это в короткие сроки на основе диагностики интересов и раскрытия талантов ребенка, в результате чего первый вариант концепции проекта мы получаем через 10 часов. Далее для работы над самим проектом мы привлекаем наставников из лучших вузов, которые помогают школьникам в работе с источниками и онлайн-базами знаний ассоциации, а также экспертов для консультаций. Иркутская область станет первым регионом для тиражирования наших методик с привлечением наших региональных партнеров».
Сетевая модель взаимодействия при подготовке и реализации проектов является одной из самых эффективных, считает Ирина Нижник, региональный партнер НП «Технологическая платформа “Технологии экологического развития”» в Иркутской области, предприниматель. Она рассказала о возможностях Техплатформы привлекать для реализации проектов молодежи экспертов из более чем 300 организаций — лидеров в области экологии и устойчивого развития. Ирина Нижник отметила важность развития проектных и предпринимательских компетенций и формирования собственного портфолио молодежи для будущей карьеры. Она поделилась планами проведения проектных интенсивов в Иркутске на ближайших каникулах школьников.
© Высшая школа экономики
Также был представлен и проект НИУ ВШЭ «Социальный лифт», который уже пятый год помогает мотивированным абитуриентам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, поступить в один из лучших вузов страны. По этой программе в 2023 году Вышка готова принять 264 первокурсника — места выделены во всех кампусах университета. Студенты, поступившие по «Социальному лифту», также получают дополнительную материальную поддержку на время обучения.
Прием документов на программу заканчивается 9 июня 2023 года. Абитуриентам рекомендуется ознакомиться с условиями участия и подать заявку заранее. Подробная информация, правила и порядок участия размещены на странице проекта.
На встрече также выступили представители Международной детско-юношеской премии «Экология — дело каждого». Напомним, что премию инициировала глава Росприроднадзора Светлана Радионова весной 2021 года. За прошлый год в конкурсе приняли участие дети и подростки от 6 лет из 34 стран мира. Они прислали более 45 тыс. работ. Россия была представлена всеми 89 регионами по широкому перечню номинаций. Подать заявку на премию просто: необходимо загрузить короткий видеоролик о своем экопроекте, которым может быть и рисунок, и сложная технологическая разработка. Призеры премии получают ценные награды — гаджеты, ноутбуки, путевки на Черное море, а также возможность поехать на смену во Всероссийский детский центр «Орленок».
Участниками семинара стали представители департамента коммуникационных и социальных проектов «Эн+», Ассоциации «Байкал без пластика», «Заповедного Прибайкалья», «GreenBag», Syberya Top.
Завершила семинар проектная сессия с федеральными и региональными партнерами, на которой участники обсудили возможные форматы сотрудничества и дальнейшие шаги по взаимодействию.